Ассоциация IPChain собрала ведущих экспертов Санкт-Петербургского международного культурного форума

Россия. Санкт-Петербург, 18 ноября 2018. Уникальная просветительско-дискуссионная площадка IPQuorum.Culture провела серию дискуссий, лекций и круглых столов в рамках Деловой площадки Санкт-Петербургского международного культурного форума (СПбМКФ, 15-17 ноября 2018 года). Выбор актуальных тем и яркие выступления интересных спикеров привлекли огромное внимание посетителей форума.

На площадке IPQuorum.Culture Ассоциации IPChain (Национального координационного центра обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) в течение трех дней выступали ведущие эксперты творческой и технологической индустрий.

Открылась программа пресс-конференцией «Учреждение Международной премии за лучшую запись произведений российской академической музыки «Чистый звук». Премия, которую учреждает Российский музыкальный союз, будет присуждаться за лучшую запись произведений российской академической музыки. . Номинации премии включают в себя оперу, хоровые произведения, камерную вокальную музыку, симфоническую музыку, концерт для солирующего инструмента с оркестром, камерную инструментальную музыку (ансамбль), камерную инструментальную музыку (соло) и издание архивной аудиозаписи.

Как заявил генеральный директор Российского музыкального союза Александр Клевицкий«в основе создания этого крупного проекта лежит идея совершенного запечатления и сохранения в веках шедевров русской музыки в ее живой исполнительской интерпретации. Проект направлен на поддержку талантливых композиторов, исполнителей, звукорежиссеров, музыкальных издателей, работающих над выпусками аудиозаписей именно российской академической музыки. В этом смысле премия «Чистый звук» уникальна».

Программу мероприятий продолжила дискуссия о проблемах авторства в современном театре. Ассоциация IPChain организовала обсуждение темы «Автор vs автор. Проблемы авторства в современном театре». Эксперты обсудили наиболее актуальные аспекты работы с авторским контентом федеральных и региональных театров, опыт обмена контентом с зарубежными коллегами, а также наметившиеся тренды во взаимодействии современного театра и современных драматургов. Модератор дискуссии, член совета директоров АО «Пророк», журналист, член Союза писателей России, член Международной Академии телевидения и радио Александр Бархатоврассказал, что, согласно действующему законодательству, «авторские права на пьесу принадлежат драматургу, на сценографию к спектаклю – сценографу, на музыку – композитору. А на спектакль авторские права принадлежат театру, а не, скажем, режиссеру, поставившему действо. В частности, если режиссер захочет самовольно изменить, скажем, слова в пьесе (а автор пьесы заранее оговорил, что это недопустимо), то вполне вероятно, что театр ждет судебное разбирательство». Он привел в пример ситуацию с постановками «Маленького принца», когда наследники Антуана де Сент-Экзюпери, обладающие авторскими правами на его произведения, поставили перед театрами ряд жестких требований: текст нельзя было не только изменять, но и сокращать, музыкальное сопровождение запрещалось, также были выдвинуты серьезные ограничения по исполнителям и костюмам. Выход современные театральные деятели ищут в каждой конкретной ситуации, отметил модератор.

Принявший участие в дискуссии итальянский драматург Гаспаре Дори, в свою очередь, отметил«Первое, что я должен спросить у себя: в чем цель театра? Почему мы пишем пьесы? Это основные вопросы. По крайней мере, когда вы пытаетесь ответить на них, вы понимаете, почему занимаетесь этим. И, по моему личному мнению, главное, что должен автор попытаться сделать – это общаться. Я пишу пьесы для того, чтобы общаться с теми, кто живет сегодня – и, возможно, если меня будут читать и дальше – с теми, кто будет жить в будущем. Мне нужно создать связь с режиссерами, художниками, актерами, актрисами, чтобы создать надежную связь с публикой».

На сессии «Польза и возможности цифровых систем для создателей творческого контента» эксперты рынка рассмотрели возможности новых цифровых сервисов для артистов и звукозаписывающих компаний. В частности, речь шла о продвижении и монетизации результатов интеллектуальной деятельности и о защите прав на объекты интеллектуальной собственности. В дискуссии приняли участие владелец студии звукозаписи «Монолит» Олег Некрасов, заместитель генерального директора цифрового сервиса n’RIS Валерия Брусникина, певец и продюсер Доминик Джокер, а также генеральный директор Российского авторского общества (РАО) Максим Дмитриев via 3D cross-reality digital image.

Как подчеркнула заместитель генерального директора n’RIS Валерия Брусникина, «цифровая экосистема сервисов для защиты, учета и хранения объектов интеллектуальной собственности n’RIS обеспечивает быструю, простую и понятную процедуру депонирования любых произведений, или, если говорить шире, объектов интеллектуальной собственности. В свою очередь, свидетельство о депонировании дает возможность самостоятельной защиты и может послужить доказательством авторских прав в суде и процессе досудебного урегулирования. Кроме того, в n’RIS интегрированы сервисы, обеспечивающие проверку на уникальность депонируемого произведения и мониторинг нелегального использования любых объектов интеллектуальной собственности».

Участники дискуссии были едины во мнении о том, что глобальная диджитализация и новые технологии способны не только гармонично интегрироваться в создание творческих продуктов, но и существенно обогатить инструментарий создания.

Перспективы международного сотрудничества в формате культурного обмена на примере Аргентины обсудили участники лекции «О российско-аргентинском сотрудничестве в сфере культуры», где выступил конгрессмен Аргентинской Республики от партии Propuesta Republicana («Республиканский выбор»), председатель парламентской группы, развивающей отношения с Россией, Карлос Гастон Рома. Он заявил: «В последнее десятилетие российско-аргентинские отношения заметно диверсифицировались. Это проявилось в увеличении торгово-экономических и научно-технических обменов, новаторских формах взаимодействия в области бизнеса, культуры, спорта и средств массовых коммуникаций. В 2009 году. было подписано двустороннее межправительственное «Соглашение о безвизовых поездках граждан». Российско-аргентинские связи охватили практически все сферы деятельности, постепенно приобретая черты реального стратегического партнерства. Важным направлением российско-аргентинских отношений является культурно-гуманитарное сотрудничество. В 2017 году в рамках гастрольного турне в Аргентине состоялись выступления солистов Большого, Мариинского и Михайловского театров. С 2014 года ведется круглосуточное вещание испаноязычной версии телеканала RT, имеются планы по расширению информационного сотрудничества и взаимного медийного присутствия. На аргентинской земле живут десятки тысяч человек, ассоциирующих себя с русским языком и культурой. В 2017 году была торжественно открыта Площадь Российской Федерации в Буэнос-Айресе. Мэрия Москвы, в свою очередь, разобьет в российской столице Сквер Аргентинской Республики».

Интереснейшим мероприятием коммуникационной площадки IPQuorum.Culture стала лекция Марины Собе-Панек. Лектор – писатель, сценарист, член Академии Российского телевидения, лауреат международного кинофестиваля «Лавр», лауреат и номинант премии ТЭФИ – рассказала собравшимся о том, «Как работает мозг творческого человека», развенчала несколько мифов и заблуждений, связанных с возможностями нашего мозга и посоветовала на надеяться на чудеса. «Волшебных таблеток для памяти и для ума не существует в природе, – отметила Марина Собе-Панек. – И это печально. Но есть и хорошие новости. Мы сами, без всяких волшебных пилюль, можем накачать «интеллектуальную мышцу» и починить «сломанную» память. Тем более что большинство наших проблем с памятью к самой памяти никакого отношения не имеют. Наш мозг обладает феноменальной способностью совершенствоваться в процессе использования. Не бойтесь его нагружать, он этого он станет только сильнее и умнее».

Одной из крупных дискуссий площадки IPQuorum.Culture стала сессия «Роль фестивалей в продвижении творческих продуктов. Репутация. Монетизация. Тренды». Как изменилась роль фестивального движения в условиях современной цифровой экономики? Является ли участие в фестивалях исключительным вкладом в увеличение стоимости нематериальных активов правообладателей? Эти и многие другие вопросы обсудили генеральный директор продюсерского центра «Люксар», продюсер кинофестиваля «Горький Фест» Оксана Михеева, генеральный директор арт-объединения Cool Connections Надежда Котова, режиссер веб-сериала «Район тьмы» Арсений Гончуков и режиссер пензенского «Театра на обочине» Марина Ливинская. Вел дискуссию член совета директоров АО «Пророк», журналист, член Союза писателей России, член Международной Академии телевидения и радио Александр Бархатов.

По мнению генерального директора продюсерского центра «Люксар» и продюсера кинофестиваля «Горький Фест» Оксаны Михеевой, «фестивали  это возможность стереть границы между авторами картин и зрителями. Когда у людей есть возможность пообщаться с авторами, это даёт им возможность лучше понимать киноязык как зрителям. Также это некий лифт для кинематографистов на пути к созданию новых проектов, причем как для начинающих, так и для мэтров».

Режиссер пензенского «Театра на обочине» Марина Ливинская подчеркнула, что в любом фестивале должен быть «вызов»: стремление и направленность на развитие региона, развитие внутри профессии или зрительского интереса к театру. «Поэтому хорош тот фестиваль, в котором есть три вектора направленности, как, к примеру, на нынешнем культурном форуме. Должна быть площадка для зрителей, площадка профессиональных взаимодействий и площадка открытых диспутов и дискуссий».

«Приятно, что такие разные деятели и из театральной сферы, и со стороны организаторов крупных фестивалей, и производители фильмов, и режиссеры сходятся в оценках того, что происходит в России в сфере профессионального ивента. Фестивали и культурные мероприятия имеют очень важное значение для продвижения российской культуры, для поиска талантов, для развития площадок, но проблем много, так как недостаточна коммуникация и часто не хватает денег. Однако возникшая коммуникация на форуме  уже конкретный, важный результат и правильный путь»,  подчеркнул режиссер веб-сериала «Район тьмы» Арсений Гончуков.

На коммуникационной площадке IPQuorum.Culture также состоялась дискуссия на тему «Охрана, защита и капитализация интеллектуальной собственности и нематериальных активов с применением блокчейн-технологий». Эксперты поделились опытом применения блокчейн-технологий в российской и иностранной практике правовой работы с объектами интеллектуальной собственности на примерах существующих кейсов и судебных прецедентов, а также обсудили возможности применения блокчейн-технологий для монетизации контента в условиях разных законодательств. Основатель и владелец юридической компании «Катков и партнеры», член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков отметил: «Блокчейн, который еще вчера для многих был технологической диковинкой, очень быстро стал частью правовой системы. В десятках стран мира эта технология применяется в самых разных областях – от ведения паспортного учета до торговли сельскохозяйственной продукцией. Для культурной среды и индустрии контента эта технология подходит в еще большей степени, так как они требуют большей динамики и информационной защищенности. IT-отрасль в России, как и сфера культуры, активно развивается, и было бы странно не использовать в этих областях блокчейн-технологии, которые дают весьма весомые преимущества».

С мнением согласилась директор по экосистеме Hyperledger Марта Пекарска. Она добавила, «Очевидно, что необходимо больше реализаций и примеров из реальной жизни. Вокруг технологии блокчейн много хайпа, его продвигают в разных сферах. Но люди устали слышать, что блокчейн может решить их проблемы, они хотят увидеть это. И поэтому мы стараемся больше рассказывать и показывать людям реальные воплощения применения технологии».

Продолжая тему технологий Елизавета Каширина из «Школы делового мышления для детей Кидстарт» в ходе лекции «Как создать стартап на стыке творчества и технологий?» поделилась секретами успеха стартапов, появляющихся в сфере творчества и технологий.

Программа коммуникационной площадки IPQuorum.Culture завершилась открытой дискуссией на тему «Авторы в изобразительном искусстве: российские нововведения и ситуация в Европейском союзе». Эксперты европейских обществ в сфере визуального искусства рассказали о возможностях, предоставляемых современной системой защиты прав авторов в Европе, и перспективах развития в России. На площадке выступили директор Шведского общества авторов художественных произведений Мэтс Линдберг (Mats Lindberg), управляющий директор DACS – британской некоммерческой организацией по коллективному управлению правами художников Кристиан Цимерман (Christian Zimmerman), директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС» Эрик Вальдес-Мартинес.

Директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес отметил прогресс в российском законодательстве в сфере авторских прав, касающихся изобразительного искусства: «Недавно в России произошли законодательные изменения, касательно прав художников. Изменилась соответствующая статья Гражданского кодекса в июне 2018 года, которая позволяет осуществлять сбор вознаграждения в отношении авторов изобразительного искусства. А в сентябре этого года вышло постановление Правительства РФ, которое регулирует эту деятельность».

Управляющий директор британской некоммерческой организацией по коллективному управлению правами художников DACS Кристиан Цимерман, рассказывая о ситуации в Великобритании, затронул проблему регулирования права следования: «Право следования – довольно новое в Великобритании. Оно было введено только в 2006 году». Спикер также добавил, что художники в Англии могут составлять «copyright detection» – фиксирование использования единиц их художественного творчества.