Конкуренция как двигатель прогресса: предпремьерный показ фильма «Война токов» прошел в «Сколково»

Россия. Москва, 04 декабря 2019. В Инновационном центре «Сколково» в рамках эксклюзивного предпремьерного показа фильма «Война токов», продюсером которого выступил Тимур Бекмамбетов, прошел паблик-ток, посвященный роли интеллектуальной собственности в эпоху высоких технологий. Мероприятие было организовано Ассоциацией IPChain совместно с Фондом «Сколково», Российским союзом промышленников и предпринимателей при поддержке первого IP-блога «Чувство собственности», агентства комплексных коммуникационных решений PROPHET, компании Okko Studios и Forbes Russia.

С приветственным словом выступили гости и организаторы показа – генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности Фрэнсис Гарри, советник председателя совета директоров Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен, председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов и председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.

Как отметил генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри, интеллектуальная собственность – это центр конкуренции: «Этот фильм о конкуренции великих умов, и всегда важно найти баланс между конфликтующими технологиями. Думаю, что каждый великий изобретатель должен в какой-то момент задуматься об ответственности за свое изобретение. Автор и его отношение к стремительно меняющемуся миру – важный аспект нашей работы».

Советник председателя совета директоров Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен добавил, что успешным станет тот, кто не побоится инвестировать в технологии: «Хороший предприниматель – тот, кто готов к новому дню. Сейчас мир стоит на пороге инноваций, и, как и в другие великие моменты истории, идет борьба между технологиями, формирующими наше будущее».

Перед показом фильма, который в России официально выходит в прокат 5 декабря, прошел паблик-ток, посвященный роли конкуренции в технологическом прогрессе. В нем приняли участие председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, продюсер фильма «Война токов» Тимур Бекмамбетов и журналист, популяризатор науки, автор книг «Изобретено в России. История русской изобретательской мысли» Тим Скоренко.

Модератором дискуссии выступил редакционный директор Forbes Russia Николай Усков. Он предположил, что конкуренция технологий играет важнейшую роль для экономики страны. «Конкуренция в разных форматах всегда стоит в центре развития. Сейчас популярность набирает бизнес-стратегия, при которой можно найти выгоду в работе с конкурентами, сделав их своими партнерами», – сказал Усков.

Из всех цифровых инструментов кино лучше всех продвигает и популяризирует инновации, полагает председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов. «Идея организовать этот показ возникла потому, что задача «Сколково» – как раз рассказать широкой аудитории, почему так важно заниматься технологическим предпринимательством. Из всех доступных нам инструментов кино лучше всех продвигает и популяризирует инновации. И наш выбор не зря пал на фильм «Война токов». Главная тема здесь – конкуренция, и именно она является двигателем прогресса, она обогащает и дает стимул развиваться дальше. Конечно, стоит сделать разграничение между технологической и правовой конкуренцией. Можно быть замечательным изобретателем, придумать что-то первым, но найдется другой человек, который на твоей идее заработает деньги. Поэтому существует «Сколково», которое позволяет небольшим компаниям конкурировать с гигантами и подталкивать их что-то менять», – сказал он.

По мнению президента Ассоциации IPChain Андрея Кричевского, фильм «Война токов» – один из немногих, где реалистично передается дух инноваторства и конкуренции технологий: «Сейчас происходят похожие процессы. Просто мы как современники их не видим, но они есть, они важные и меняют мир». Однако, подчеркнул Кричевский, новые технологии, тот же искусственный интеллект, не должны пугать людей: «В каком-то смысле мы построили общество на основе принципа, что весь мир принадлежит человеку. И даже всплеск инноваций не изменил того факта, что иного субъекта права, чем человек, нет. Законы пишутся людьми и для людей. И пока мы живем в человекоцентричном обществе, нет никого и ничего кроме человека, кто может быть обладателем прав».

Как объяснил продюсер фильма Тимур Бекмамбетов, фильм не только о конкуренции, а скорее о коллаборации. «Для меня важна сама тема инноваций, это что-то из личных переживаний, воспоминаний. С другой стороны, я хотел сделать фильм про Николу Теслу – он вышел за границы нашего с вами понимания мира. Инновации всегда связаны с риском сотворить не только добро, но и посеять зло. Тесла был гениальным сумасшедшим, в то время как Эдисон прошел путь от любопытства до открытий. Однако, думаю, движущей силой для их открытий все-таки была не конкуренция, а стратегическая коллаборация: именно она дает наилучшие результаты», – поделился Бекмамбетов.

Как заключил Тим Скоренко, как минимум в ближайшие 70 лет технологии не заменят человека, и этого не стоит бояться – история, показанная в фильме «Война токов», тому пример.

Фильм режиссера Альфонсо Гомес-Рехонта «Война токов», продюсерами которого выступили Тимур Бекмамбетов и Мартин Скорсезе, рассказывает историю о гонке технологий электрического тока через призму личного конфликта между изобретателем Томасом Эдисоном, предпринимателем Джорджем Вестингаузом и визионером Николой Теслой. Главные роли исполнили Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон, Николас Холт и Том Холланд.

По словам Тимура Бекмамбетова, сейчас истории о великих открытиях и внедрении инноваций как никогда актуальны. Более того, цифровые технологии в киноиндустрии позволяют сформировать новый язык кино. Бекмамбетов уверен, что будущее – за так называемым «скринлайф» – форматом кино, где действия разворачиваются не перед камерой, а на экране мобильного телефона или компьютера: «Люди проводят более половины своего времени в «цифре», потому они хотят смотреть кино о том, как они живут этой «цифровой» жизнью. Примеры фильмов «Убрать из друзей» и «Поиск» показали, что снимать такие картины экономически выгодно. У них низкая себестоимость, в них очень заинтересованы бренды и другие инвесторы». Бекмамбетов считает, что в будущем цифровые платформы будут делать половину контента в формате «скринлайф». Однако, предупреждает продюсер, вслед за инновациями всегда наступает ответственность за контент и зрителей.