На международном конгрессе W&DW в Москве обсудили проблему вознаграждений для сценаристов и режиссеров

26–27 марта в Москве прошел ежегодный конгресс Writers & Directors Worldwide. В мероприятии приняли участие более 80 зарубежных и российских режиссеров, сценаристов и драматургов, а также представители Комитета Государственной Думы по культуре.

Организаторами выступили Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC), международная организация Writers & Directors Worldwide (W&DW) и Российский Союз Правообладателей.

Участники конгресса в первый день работы обсудили инициативу законодательного закрепления прав авторов аудиовизуальных произведений. Такая необходимость обусловлена тем, что композиторы, чьи произведения исполняются в фильмах или онлайн-среде, получают соответствующее вознаграждение, а режиссеры и сценаристы, которые также являются авторами аудиовизуальных произведений, – нет.

Подробнее о проблеме рассказал руководитель международного департамента Евразийской конфедерации обществ правообладателей (ЕАКОП) Эрик Вальдес-Мартинес«Каждый раз по договору сценаристы и режиссеры полностью отдают свои права и никак дальше не могут влиять на процесс. Это нормально, потому что правообладателем произведения должно быть одно лицо. Только оно должно распоряжаться этим произведением. Но для авторов музыкальных произведений есть некое исключение: при каждом показе фильма эти авторы продолжают получать вознаграждение. Считается, что музыка, которая звучит в кино, каждый раз исполняется как в первый раз. Соответственно, для этих авторов есть вознаграждение. Но не для сценаристов и режиссеров, хотя они также являются авторами аудиовизуальных произведений. Это не совсем справедливо по отношению к ним и с точки зрения взаимодействия с продюсерами, и с точки зрения отношения к авторам музыкальных произведений».

В ряде стран эта проблема решилась благодаря коллективным договорам и вовлечению авторских организаций и продюсеров в систему коллективного управления правами. Например, в Испании закон, обеспечивающий право получения вознаграждения за все виды использования аудиовизуальных произведений, действует с 1996 года. Как заявил президент W&DW Орасио Мальдонадо«Для нас очень важно поделиться с Россией нашими знаниями и опытом работы с режиссерами и сценаристами и, более того, опытом в создании организации, занимающейся данным вопросом. Нельзя игнорировать то, что у режиссеров и сценаристов должны быть такие же права, как и у композиторов. У нас большие надежды насчет улучшения положения российских создателей аудиовизуальных произведений».

Принятие соответствующих поправок не только обеспечит режиссеров и сценаристов справедливым вознаграждением, но и даст мотивацию следить за прокатной судьбой фильмов. Соответственно, вырастет и качество аудиовизуальных произведений. Большинство государств-членов Европейского союза уже имеют в законодательстве подобную систему вознаграждения авторов.

В конгрессе принял участие генеральный директор Российского Союза Правообладателей Андрей Кричевский. Он поделился своим мнением по итогам конгресса и рассказал о некоторых проблемах сферы интеллектуальной собственности: «С моей точки зрения, конференция однозначно стала полезной как для участников, так и для всей сферы интеллектуальной собственности. Очень порадовало, что на конференции много внимания было уделено возможностям, предоставляемыми цифровыми платформами и сервисами. Мы живем в мире, который с каждым днем цифровизируется все сильнее и сильнее. Одна из главных проблем сферы управления правами – это кризис доверия. Поэтому мы должны максимально использовать технологии, создающие прозрачный рынок и способствующие культивации доверия».