НЦИС принял участие в научно-практическом симпозиуме МГУУ

Россия. Москва, 14 ноября 2019 года. 12 ноября в рамках научно-практического симпозиума «Кадры для цифровой экономики: управление изменениями в формировании и развитии профессиональных компетенций» в Московском городском университете управления (МГУУ) Правительства Москвы состоялось пленарное заседание, в котором приняла участие заместитель директора Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики (НЦИС) Екатерина Еременко. Она представила доклад о трансформации образовательной системы в условиях цифровой экономики и объяснила, почему на рынках труда растет спрос на междисциплинарных специалистов.

Участники обсудили совершенствование законодательства и обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики, применение законов в процессе формирования кадров для цифровой экономики, особенности подготовки юристов в условиях цифровизации, проблемы кадрового обеспечения (искусственный интеллект, «умный город», цифровые технологии как фактор цифрового развития), а также институциональные механизмы управления изменениями в формировании и развитии профессиональных компетенций. Модератором пленарного заседания выступила профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы Ирина Гладилина.

Ректор МГУУ Василий Фивейский, открывая пленарное заседание, указал на стремительное развитие искусственного интеллекта в современном мире: «Мы живем не просто в цифровую эпоху. Компьютеры уже научились обыгрывать человека в шахматы, а относительно недавно компьютер стал обыгрывать нас и в го – а это еще серьезней, больше комбинаций и больше процент творчества в игре. Поэтому, говоря об искусственном интеллекте, мы понимаем, что многие идеи, на которые еще некоторое время назад мы смотрели только в фантастических фильмах, сегодня уже реальность. Хочу подчеркнуть, что к этому нужно быть готовым. Наверное, правильным будет сказать, что мы должны управлять нашим настоящим и будущим, не допуская того, чтобы компьютеры управляли нами».

Екатерина Еременко рассказала о преимуществах сервисов на основе блокчейн и их влиянии на развитие рынка интеллектуальной собственности на всех ее уровнях. «Бывают случаи, когда объекты авторского права в буквальном смысле воруют. Например, некий подросток из глубинки написал песню, выложил ее в социальных сетях, после чего популярный артист с этой же песней и без согласия автора собирает стадионы, при этом сам автор не получает вознаграждения. Чтобы не допустить подобного, уже сегодня мы имеем возможность использовать сервисы депонирования, например, n’RIS. Автор загружает файл с музыкой, платит небольшую сумму, и в дальнейшем для защиты своего произведения ему не нужно обладать юридическими знаниями или навыками. Репозиторий цифровых объектов осуществляет электронное депонирование результатов творческой деятельности и помогает осуществлять гибкое управление ими», ─ пояснила эксперт, описав перечень преимуществ цифрового инструмента подтверждения авторства.

Еременко считает, что в работе с цифровыми технологиями необходима подготовка специалистов с использованием межотраслевого подхода: «Со слов руководителя Электронного университета, директора проектов ЗАО «Сбербанк – АСТ» Бетала Бижоева, за прошлый год три тысячи юристов были уволены из Сбербанка. Специалисты-юристы остались за бортом, потому что в России сейчас нужны специалисты, разбирающиеся одновременно в нескольких областях знаний — LegalTech. Без этой составляющей «tech» юристу сегодня не стать head of legal. С точки зрения комплексной подготовки, нужен современный подход, о котором поступают запросы от бизнеса и государства. Например, бакалавр учится по образовательной программе, которая была принята за год до его поступления, будут ли востребованы его знания, когда он закончит обучение? Многие специалисты утверждают, что через пять-десять лет 30% навыков и компетенций потеряют свое значение, а 65% рабочих мест, к которым готовят сегодня выпускников, перестанут существовать в результате их трансформации. В связи с этим невозможно говорить об эффективной цифровой экономике в отрыве от сферы образования».

Профессор Университета Эрлангена – Нюрнберга, доктор юридических наук Клаус Амбрюстер отметил, что в экономике государств Евросоюза актуален принцип «комплаенса», при котором четкая приверженность законам и предписаниям ЕС в области экономики напрямую влияет на уровень жизни граждан. И наоборот – там, где они не соблюдаются, возникают экономические проблемы.

По словам начальника учебно-методического отдела ГКУ «Инфогород» Департамента информационных технологий Москвы Юрия Прохорова, цифровые технологии выработали у жителей Москвы новые модели потребления и поведения, а также наполнили время горожан новым содержанием. Эксперт отметил, что выросла интерактивность предоставления цифровых услуг, наметился рост ценности потребителя, персонализации и кастомизации продуктов, а также изменилось содержание 24 часов в сутках, за которые современный человек может сделать больше полезных действий.

По завершении пленарного заседания состоялась работа секций, где Екатерина Еременко представила доклад, на основе которого рассказала о преимуществах творческих аспектов формирования новых компетенций. В частности, она привела пример Сингапура, в котором рост экономики начался после того, как была сделана ставка на человеческий капитал и изменения начались с системы образования. «Дети в начальной школе проходят фундаментальный этап подготовки к будущему обучению, они изучают язык, этику художественный труд, развивают логическое мышление. В средней школе ребенок обучается по специализации, то есть там делают упор на изучение тех дисциплин, по которым ребенок успевал лучше всего. Вузы же Сингапура готовят практикоориентированных выпускников, востребованных сегодня во всем мире. В аудиторию приходят представители компаний и преподают студентам предметы с таким расчетом, чтобы на выходе получить результат по своим бизнес-запросам. Сингапурцы за последние десять лет дали свободу творческому началу, а великолепный результат не заставил себя ждать. Многие вузы по мировым стандартам считаются молодыми, а благодаря своей технической направленности – передовыми. В любой стране успеха добьется человек, у которого по итогу обучения имеется синтез компетенций, который случился за счет интеграции образовательных программ», ─ рассказала эксперт.

Она добавила, что для эффективной работы в условиях цифровой экономики от специалистов требуется ряд новых компетенций. Так, для них важна адаптивность ─ умение рассматривать ситуацию с разных точек зрения, всегда оценивать роль конкретной проблемы в масштабе всей картины, постоянно экспериментировать. «Это качество необходимо, например, при приеме на работу в знаменитую компанию IBM. Там будут смотреть не на диплом, а на личностные качества, которые потом в совокупности с профессиональными знаниями обеспечат сотруднику успешную карьеру. Адаптивность подразумевает также и скорость обучения – всю жизнь человеку нужно немного переучиваться, это неизбежно. Специалисту при этом не всегда нужно глубоко разбираться в IT. Достаточно обладать некоторыми digital skills, к которым относится не только умение пользоваться цифровыми инструментами, но и понимание их важности и сущности как драйвера развития современного общества», – пояснила Екатерина Еременко.