Роль профсоюзов в культуре обсудили эксперты СПбМКФ на площадке IPQuorum.Culture

Россия. Санкт-Петербург, 16 ноября 2018 года. 16 ноября 2018 года на площадке IPQuorum.Culture в рамках Деловой площадки VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась дискуссия о профессиональных союзах в культурной сфере: их роли, а также мировых и российских трендах. Организатором IPQuorum.Culture выступает Ассоциация IPChain(«Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности») – официальный партнер Деловой площадки СПбМКФ.

В европейских странах профсоюзы, а также международные организации профсоюзов представляют собой важные социальные и политические институты. В России ситуация с профсоюзами двоякая: с одной стороны, они имеют определенную государственную поддержку, с другой стороны, эксперты и работодатели говорят, что профсоюзное движение в России сходит на нет. На площадке IPQuorum.Culture в рамках сессии «Творцы и профессиональные союзы в культуре: мировой опыт и российские тренды» эксперты обсудили современные тенденции в мировой практике профсоюзов в сфере культуры и вопросы защиты интересов и прав работников культуры.

Председатель редакционного совета издания «Литературная газета» Юрий Поляков заявил, открывая дискуссию, что «тема, которую мы обсуждаем сегодня, очень важная для тех, кто занимается творчеством, и в то же время она очень тонкая, потому что, с одной стороны, речь идет о творчестве, об искусстве, о создании произведений искусства, а с другой стороны, речь идет о материальной жизни деятелей культуры, об их правовой защищенности, в том числе авторских правах и других моментах». Спикер добавил, что деятельность творческих союзов, включая Союз писателей, Союз композиторов и Союз художников, имела значительные различия в советский и постсоветских период, отметив, что раньше членство в союзах гарантировало определенную социальную защищенность и даже помощь в продвижении сложных и скептически воспринимаемых властью произведений. «Так, например, мои запрещенные повести 80-х годов вышли во многом благодаря тому, что Союз писателей бомбардировал соответствующие инстанции письмами с просьбой разрешить публикации», – сказал Юрий Поляков. Он также особо подчеркнул, будучи членом Совета по культуре при президенте, что юридический статус деятеля культуры и правовые основы деятельности творческих союзов должны быть детально прописаны в разрабатываемом сейчас законе о культуре.

Продолжая тему правовой защищенности работников сферы культуры, председатель Российского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова рассказала об инициативе организации – законе о творческих работниках. «Творческие работники, комитет Госдумы по культуре разрабатывали вместе с профсоюзом закон о творческих работниках. Была проделана большая работа и требовалось большое количество доработок, в частности по Союзу театральных деятелей», – сказала Светлана Цыганова. Она также отметила весомую поддержку со стороны комитета Госдумы по культуре и ее председателя Елены Ямпольской, которая отставивала инициативу профсоюза работников культуры по сохранению досрочного выхода на пенсию творческим работникам.

В ходе обсуждения эксперты обсудили вопросы самозанятости в различных отраслях культуры, а также необходимые законодательные инициативы и финансовые инструменты для развития творческой сферы.

Певица Ирина Видова-Молчан (Белоруссия) поделилась собственным опытом того, как она самостоятельно решает вопросы сопровождения своей артистической деятельности. «Бюджеты артистов достигают запредельных сумм, и у многих просто нет таких денег, чтобы оплачивать эфиры и продюсеров. Думаю, понятно, почему многие артисты самостоятельно этим заниматься, – отметила Ирина Видова-Молчан. – И поэтому я с энтузиазмом восприняла идею Ассоциации IPChain о создании принципиально новой инвестиционной среды, которая позволяла бы получать нам финансирование под залог наших интеллектуальных прав».

Директор Аргентинской ассоциации режиссеров Сильвана Ярмолюк рассказала о международном и региональном сотрудничестве в сфере защиты прав авторов и упомянула  недавнее заседание Writers & Directors Worldwide. «В октябре в Москве мы провели закрытый конгресс Writers & Directors Worldwide –  это департамент CISAC  (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов – Прим. ред.), который занимается правами режиссеров и сценаристов всего мира, и обсудили ситуацию с защитой прав, авторским вознаграждением и другими проблемами отрасли в разных странах», – заявила Сильвана Ярмолюк.

В ходе дискуссии прозвучали альтернативные мнения по поводу самой идеи творческих союзов. Пиcатель, основатель проекта «БеспринцЫпные чтения» Александр Цыпкин отметил, что в своей карьере он никогда не сталкивался с необходимостью вступления в какой-либо творческий союз как государственный институт. «Расскажу про свой проект «БеспринцЫпные чтения», в рамках которого мои рассказы, а потом уже целого ряда писателей читаются со сцены по всему миру. У нас 150 выступлений в 12 странах – мы объединились сами. Мы рекламируем наши выступления в  Instagram, у нас есть договор с билетным оператором, мы сами арендуем театры и полностью существуем в чистом налоговом поле и платим налоги со всех выступлений. Есть ли у нас необходимость в каком-то Союзе? Наверное, нет. Мы не верим ни в пенсии, ни в какую-то особенную защиту в дальнейшем. Можно ли писателю сегодня прожить исключительно на свой заработок непосредственно написания литературных произведений – практически нет».